Notice: Undefined offset: 1 in /var/www/agro.gov.kg/httpdocs/wp-content/plugins/visitors-online/visitors-online.php on line 438

Notice: Undefined offset: 2 in /var/www/agro.gov.kg/httpdocs/wp-content/plugins/visitors-online/visitors-online.php on line 438
«Финансирование сельского хозяйства – 11» – Министерство водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики
Важные новостиНовости

«Финансирование сельского хозяйства – 11»

Проект «Финансирование сельского хозяйства – 11»

Глава 1. Общие положения

1. Целью проекта «Финансирование сельского хозяйства – 11» (далее – проект) является оказание государственной поддержки субъектам предпринимательства и физическим лицам Кыргызской Республики (далее – хозяйствующие субъекты) для своевременного проведения сельскохозяйственных полевых работ в 2023 году и дальнейшего развития животноводства, растениеводства путем обеспечения доступными и льготными кредитными средствами.

2. Срок реализации проекта – 60 месяцев.

3. Источники финансирования: республиканский бюджет Кыргызской Республики на соответствующие года и средства коммерческих банков.

4. Начало реализации проекта – февраль 2023 года.

5. Ответственные исполнители: Министерство финансов Кыргызской Республики, Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики, Национальный банк Кыргызской Республики, открытое акционерное общество «Айыл-Банк», открытое акционерное общество «РСК Банк» (далее – коммерческие банки).

6. Описание проекта. В рамках проекта в течение 2023 года финансовые средства коммерческих банков будут предоставляться хозяйствующим субъектам для развития животноводства и растениеводства по льготным процентным ставкам, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела, и финансирования согласно требованиям Национального банка Кыргызской Республики.

7. Кабинет Министров Кыргызской Республики обеспечит капитализацию уставного капитала коммерческих банков из средств республиканского бюджета на соответствующие года за размещение кредитов и финансирование, в том числе в соответствии с исламскими принципами, по льготным процентным ставкам в размерах эквивалентным разнице средневзвешенной  процентной ставки на сельское хозяйство, установленной Национальным банком Кыргызской Республики на 1 января 2023 года, и процентной ставки, установленной по проекту.

8. Министерство финансов Кыргызской Республики в 2023 году капитализирует коммерческие банки в сумме 330 000 000 (триста тридцать миллионов) сомов. Последующие суммы капитализации будут рассчитаны согласно условиям настоящего проекта.

9. Коммерческие банки, участвующие в проекте должны обеспечить в 2023 году выдачу кредитов и финансирование, в том числе в соответствии с исламскими принципами, по льготным процентным ставкам в сумме не менее 3 300 000 000 (три миллиарда триста миллионов) сомов.

10. Порядок предоставления кредитов и финансирования, в том числе в соответствии с исламскими принципами, определяется согласно нормативным правовым актам Национального банка Кыргызской Республики.

11. Все риски по возврату выданных кредитов и финансирования, в том числе в соответствии с исламскими принципами, несут коммерческие банки, отбор заемщиков производится в соответствии с их внутренними процедурами.

12. Коммерческие банки вправе осуществлять финансирование хозяйствующих субъектов в рамках настоящего проекта под гарантию открытого акционерного общества «Гарантийный фонд».

13. Коммерческие банки несут ответственность за строгое соблюдение условий и требований проекта.

14. Коммерческие банки, участвующие в проекте, обязаны кредитовать или финансировать, в том числе в соответствии с исламскими принципами, заемщиков на следующих основных общих условиях:

15. Коммерческим банкам разрешается за счет собственных расходов устанавливать более длительный льготный период, чем указанный в проекте.

16. Также приоритетными направлениями в кредитовании являются хозяйствующие субъекты, которым в установленном порядке присвоен статус племенного завода, племенной фермы, семеноводческого хозяйства.

17. В случае недостаточного залогового обеспечения у потенциальных заемщиков, последние вправе обратиться в открытое акционерное общество «Гарантийный фонд» с заявлением о получении гарантии.

Глава 2. Дополнительные условия для хозяйствующих

субъектов категории «Животноводство»

18. Средства, направляемые для данной категории, должны составлять не более 75 процентов от общей суммы финансирования.

19. К данной категории относятся хозяйствующие субъекты, занимающиеся:

1) разведением крупного рогатого скота;

2) разведением овец, коз, лошадей, кроликов;

3) разведением птицы (кур, уток, гусей, страусов, перепелок и других сельскохозяйственных птиц);

4) разведением медовых пчел, включая производство пчелиного меда и пчелиного воска;

5) рыбоводством и деятельностью рыбопитомников и рыбных хозяйств;

6) оснащением стригальных пунктов, купочных ванн;

7) приобретением оборудования для искусственного осеменения.

20. Цели кредитов должны быть связаны с созданием, развитием, расширением, ведением животноводства, включая улучшение условий, базы для содержания скота, приобретения и заготовки кормов.

21. К племенному скоту относятся следующие породы:

1) крупного рогатого скота: алатауская, абердин-ангусская, черно-пестрая (аулие-атинская, голштинская), симментальская, айширская, герефордская, бурая швицкая, яки и другие породы по согласованию с Министерством сельского хозяйства Кыргызской Республики;

2) овец (тонкорунная, тянь-шаньская полутонкорунная, алайская, гиссарская, арашанская и меринос) и другие породы по согласованию с Министерством сельского хозяйства Кыргызской Республики;

3) лошадей (новокиргизская, донская, русская рысистая, чистокровная верховая).

22. Хозяйствующие субъекты данной категории в рамках настоящего проекта могут получить кредит до 500,0 (пятьсот) тысяч сомов на одного заемщика.

23. Хозяйствующие субъекты, занимающиеся птицеводством, рыбоводством, пчеловодством, приобретающие племенной скот либо оборудование для искусственного осеменения, строительства и оснащения стригальных пунктов, купочных ванн, приобретением и заготовкой, переработкой и подготовкой кормов для животных, могут получить кредит до 5,0 (пять) миллионов сомов.

24. Хозяйствующие субъекты данной категории должны иметь все необходимые условия для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, включая условия для хранения кормов в зимний период.

25. Хозяйствующие субъекты, занимающиеся племенным делом и разводящие племенной скот, должны иметь статус племенного хозяйства, присвоенный в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении перечней племенных заводов и ферм Кыргызской Республики, прошедших государственное обследование в 2022 году» от 31 октября 2022 года
№ 592, а также документы (паспорт, карточка племенного скота, журнал бонитировки), удостоверяющие племенную ценность.

Хозяйствующие субъекты, занимающиеся разведением сельскохозяйственных животных, не имеющих племенной ценности, могут получить льготные кредитные средства на покупку племенного скота на сумму до 5,0 (пять) миллионов сомов.

26. Коммерческие банки в рамках настоящего проекта, при необходимости, имеют право проводить опрос соседей и односельчан о достоверности представленных хозяйствующими субъектами сведений.

Глава 3. Дополнительные условия для хозяйствующих субъектов категории «Растениеводство»

27. Средства, направляемые для данной категории, должны составлять не менее 25 процентов от общей суммы финансирования.

28. К категории «Растениеводство» относятся:

1) выращивание зерновых культур;

2) выращивание зернобобовых культур;

3) выращивание технических культур;

4) выращивание овощебахчевых культур;

5) выращивание плодов и ягод;

6) выращивание плодов и ягод агролесоводства, и питомниководства;

7) выращивание кормовых культур;

8) применение водосберегающих технологий полива (капельное орошение, дождевание, гидропонный полив);

9) ведение тепличного хозяйства;

10) развитие интенсивного садоводства;

11) выращивание хлопчатника.

29. Цели кредитов должны быть связаны с созданием, развитием, расширением, ведением растениеводства, включая улучшение технической базы.

30. Хозяйствующие субъекты данной категории в рамках настоящего проекта могут получить кредит до 500,0 (пятьсот) тысяч сомов на одного заемщика. Хозяйствующие субъекты, занимающиеся развитием водосберегающих технологий полива (капельное орошение, дождевание, гидропонный полив), тепличным хозяйством, интенсивным садоводством, могут получить кредит до 5,0 (пять) миллионов сомов.

31. Хозяйствующие субъекты, занимающиеся растениеводством, для получения кредита в рамках настоящего проекта в обязательном порядке должны иметь в наличии собственную или арендованную землю сельскохозяйственного назначения и документ, удостоверяющий наличие такой земли (государственный акт, свидетельство, временное удостоверение, договор аренды, договор купли-продажи и другие).

32. Хозяйствующим субъектам, занимающимся внедрением водосберегающих технологий полива (капельное орошение, дождевание, гидропонный полив), тепличным хозяйством и интенсивным садоводством, рекомендуется предоставить бизнес-план с технико-экономическим обоснованием проекта.

Глава 4. Описание реализации Проекта

33. Коммерческие банки участвующие в проекте, в 10-дневный срок после вступления в силу настоящего распоряжения должны подать в Министерство финансов Кыргызской Республики заявку на участие в реализации проекта, с обязательным указанием суммы капитализации и объема кредитования, с разбивкой по областям республики.

34. В целях надлежащего информирования населения о реализации проекта коммерческие банки, участвующие в его реализации, должны опубликовать в средствах массовой информации, на информационных стендах и официальных сайтах коммерческих банков информацию об условиях кредитования, а также о периоде/времени, с которого начинается прием заявок на получение кредита по данному проекту.

35. Для получения капитализации на следующий год в рамках проекта коммерческие банки, до 1 ноября каждого года, представляют в Министерство финансов Кыргызской Республики заявку на капитализацию, с указанием фактической суммы кредитования за прошедший год.

36. Министерство финансов Кыргызской Республики производит расчет суммы капитализации согласно расчетным коэффициентам и вносит в параметры республиканского бюджета на соответствующий год.

37. Суммы капитализации переводятся на расчетные счета коммерческих банков Министерством финансов Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета, в соответствии с внутренними актами Министерства финансов Кыргызской Республики, до окончания соответствующего года.

38. Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляется Национальным банком Кыргызской Республики в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики.

39. Коммерческие банки, участвующие в реализации проекта, еженедельно предоставляют Министерству финансов Кыргызской Республики и Министерству сельского хозяйства Кыргызской Республики информацию о выданных кредитах.

40. Коммерческие банки, участвующие в реализации проекта совместно с Министерством финансов Кыргызской Республики обязаны составить списки конечных получателей кредитов со дня подписания соответствующего соглашения.

Глава 5. Расчет капитализации

41. При предоставлении капитализации принимаются следующие расчетные коэффициенты от ежемесячного объема кредитования коммерческих банков согласно данным Национального банка Кыргызской Республики на 1 января 2023 года:

1) расчетный коэффициент составляет 11,10 процента годовых, независимо от размера процентной ставки;

2) для кредитов, выдаваемых сроком на 60 месяцев, расчетный коэффициент составляет 30,99. Из них часть капитализации перечисляется в 2023 году по расчетному коэффициенту 10,01; часть – в 2024 году по расчетному коэффициенту 9,58; часть – в 2025 году по расчетному коэффициенту 6,27; часть – в 2026 году по расчетному коэффициенту 3,80 и часть – в 2027 году по расчетному коэффициенту 1,34;

3) для кредитов, выдаваемых сроком на 36 месяцев, расчетный коэффициент составляет 19,90. Из них часть капитализации перечисляется в 2023 году по расчетному коэффициенту 9,87; часть – в 2024 году по расчетному коэффициенту 7,62 и часть – в 2025 году по расчетному коэффициенту 2,41.

В случае не достижения установленной суммы кредитования со стороны коммерческих банков в 2023 году, разница перечисленной суммы капитализации засчитывается на последующий год, и так каждый год.

42. Ежегодная сумма капитализации рассчитывается Министерством финансов Кыргызской Республики. Расчетный коэффициент составляющий 11,10 процента, остается неизменным.

Глава 6. Перечисление капитализации

43. Суммы капитализации, определяемые согласно расчетной формуле, перечисляются коммерческим банкам Министерством финансов Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета Кыргызской Республики пятью траншами, в том числе:

1) первый транш – 330 000 000 (триста тридцать миллионов) сомов, перечисляется в течение 2023 года;

2) второй транш – по истечении 365 дней с момента выдачи первого транша;

3) третий транш – по истечении 365 дней с момента выдачи второго транша;

4) четвертый транш – по истечении 365 дней с момента выдачи третьего транша;

5) пятый транш – по истечении 365 дней с момента выдачи четвертого транша.

Глава 7. Риски и угрозы

44. При реализации проекта имеется риск нецелевого использования средств получателями льготных кредитов.

45. Минимизация указанного риска осуществляется коммерческими банками в установленном порядке.

46. При обнаружении факта нецелевого использования кредитных средств коммерческие банки должны составить соответствующий акт, требовать от заемщика досрочного погашения остатка неиспользованных кредитных средств или установить процентные ставки в рамках действующих процентных ставок на момент обнаружения факта нецелевого использования кредитных средств.

47. В целях минимизации риска необоснованного получения суммы капитализации коммерческими банками, Министерство финансов Кыргызской Республики, Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики, Национальный банк Кыргызской Республики осуществляют выборочный мониторинг целевого использования кредитов и финансирования, в том числе в соответствии с исламскими принципами.

48. Коммерческие банки, участвующие в реализации проекта, вправе требовать от заемщика досрочного погашения возврата оставшейся суммы задолженности по капитализируемым кредитным средствам при их нецелевом использовании, если иное не предусмотрено кредитным договором.

49. Коммерческие банки вправе использовать механизмы группового кредитования членов фермерских, крестьянских хозяйств и кооперативов.

При этом члены одной группы не могут быть членами одной семьи, проживающей совместно и/или ведущий совместный бизнес.

50. При возникновении риска невозврата кредитов заемщиками, связанного с природными катаклизмами, коммерческие банки самостоятельно принимают меры по его минимизации в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Глава 8. Мониторинг целевого использования

кредитных средств

51. Мониторинг целевого использования кредитных средств будет осуществляться коммерческими банками следующим образом:

1) в течение 2 месяцев с момента получения кредита заемщики должны представлять отчеты о целевом использовании кредитных средств, с приложением документального подтверждения (контракты/договоры, счета-фактуры и/или накладные, платежные документы об оплате, и другие) произведенных расходов по кредиту;

2) в течение 3 месяцев, следующих после получения отчета от заемщика о целевом использовании кредитных средств, уполномоченные сотрудники коммерческих банков, с выездом на место, будут осуществлять мониторинг, с оформлением отчета о результатах проверки;

3) коммерческие банки, участвующие в реализации проекта, обязаны включить в систему электронной очередности приема заявок от клиентов на получение кредитных средств. 

52. Заемщики обязаны представить в коммерческие банки следующие документы, подтверждающие целевое использование кредита:

1) для подтверждения целевого использования кредита, выданного на оборотные средства в отрасли животноводства:

– копия контракта / договора купли продажи скота, с указанием стоимости приобретенного скота или кормов с указанием стоимости, составленного в простой письменной форме, с приложением копии паспорта продавца (в случаях, когда продавец – физическое лицо);

– дополнительный подтверждающий документ для проверки целевого использования приобретения скота – справка с айыл окмоту о регистрации купленного скота в хозяйственной книге соответствующего айыл окмоту по месту регистрации/проживания заемщика;

2) для подтверждения целевого использования кредита, выданного на оборотные средства в отрасли растениеводства:

– один из нижеперечисленных документов либо договор купли/продажи, либо закупочные акты, либо счета-фактуры, либо накладные об оплате за приобретенные семена, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы (далее – ГСМ).

Услуги, предоставленные в отрасли растениеводства, подтверждаются договором по предоставлению услуг, составленным в простой письменной форме с приложением копии паспортов лиц, оказывающих различные услуги (расходы на агротехнические мероприятия);

3) для подтверждения целевого использования кредита, полученного на основные средства:

– при покупке или модернизации недвижимости – договор купли продажи с указанием цены покупки, договор оказания услуг при строительстве, модернизации (с актом выполненных работ и закупочными актами на расходные материалы);

– при покупке оборудования, транспортных средств  – договор купли-продажи с указанием стоимости, подтвержденный документом оплаты (платежное поручение, квитанция, заявление на перевод, расписка от продавца). Для транспортных средств – переоформленный на клиента документ, потверждающий право собственности.

53. Заемщики обязаны представить и другие документы, подтверждающие целевое использование кредитов, в соответствии с требованиями коммерческого банка.

54. В случае:

1) разрыва сроков между получением кредита и оптимальным периодом проведения агротехнических мероприятий допускается принятие оправдательных документов, с датой оформления не ранее двух месяцев до дня выдачи кредита;

2) совершения сделок купли-продажи семян, минеральных удобрений, ГСМ, а также сделок по оказанию услуг техники между лицами, имеющими статус физического лица, оправдательным документом может являться контракт/договор купли-продажи или контракт/договор на оказание услуг, с обязательным приложением расписки продавца о получении денежных средств, с указанием в расписке паспортных данных, количества, сортов реализованных семян или другой продукции/услуги;

3) совместного приобретения ГСМ жителями отдаленных сел через уполномоченное лицо, в отчете об использовании средств каждого такого кредита указывается, что ГСМ приобретены совместно, и прилагаются копии всех платежных документов, полученных от автозаправочных станций.

Глава 9. Оценка эффективности Проекта

55. В целях оценки эффективности использования кредитных средств коммерческие банки по результатам реализации проекта
на 1 июля 2024 года представляют в Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики агрегированную информацию о целевом использовании заемщиками кредита по следующим основным показателям (до и после выдачи кредита):

1) количество созданных рабочих мест в результате реализации проекта;

2) количество производств, созданных в результате реализации проекта, в том числе сельскохозяйственных кооперативов и обрабатывающих (перерабатывающих) предприятий;

3) количество действующих субъектов животноводства и растениеводства в результате реализации проекта, объем их производства и продаж;

4) общий объем экспорта;

5) количество, вид и сумма финансовых средств, использованных для приобретения оборудования в результате реализации проекта.

Show More
Back to top button